Гарвардский университет,
2016 год

Спасибо. Спасибо, президент Фауст и Пол Чой! Спасибо вам большое. Очень почётно и волнительно выступать перед этими выдающимися выпускниками, их друзьями и волнующимися родителями. Мы все собрались здесь, чтобы вместе отметить этот прекрасный день, поэтому позвольте мне присоединиться к поздравлениям выпускников Гарварда 2016 года! Я помню свой выпуск из колледжа. Это трудно забыть, потому как случилось это всего 14 лет назад. У скольких из вас ушло 37 лет на то, чтобы закончить колледж? Потому что, как и большинство из вас, я начал учиться в юности. Но когда я был на втором курсе, мне предложили работу моей мечты на студии Universal, поэтому я бросил учёбу.

Я сказал родителям «если моя кинокарьера не заладится, я вернусь». Но она в итоге и сложилась удачно. Однако я всё же вернулся в стены вуза по одной очень важной причине. Большинство людей идут в колледж за образованием, кого-то туда отправляют родители. Я же пошёл доучиваться ради своих детей. У меня их семеро и я постоянно говорю им о важности образования.

Однако сам я до недавнего времени его не имел, то есть был не лучшим примером. Так что когда мне было уже за 50, я заново поступил в Cal State, Long Beach и получил свою учёную степень. Добавлю, что курс палеонтологии очень помог мне в работе над «Парком Юрского периода». Благодаря, в том числе и им вышло 3 части «Парка Юрского периода», спасибо. Я бросил колледж, потому что точно знал, чем собираюсь заниматься. Некоторые из вас тоже знают, чем будут заниматься. Но кто-то из вас этого не знает. Или, может быть, знал раньше, но сейчас сомневается в правильности своего выбора. Может быть, вы сидите сейчас и думаете, как сказать родителям, что вы хотите быть доктором, а не комедийным писателем. Тот выбор, который вам предстоит сделать, мы в кино называем «переломный момент» (точка выбора, character defining moment) для персонажа. Вы хорошо знакомы с этими моментами — это когда в «Звёздных Войнах» Рэй понимает, что Сила с ней, или когда Индиана Джонс перебарывает свой страх перед прыжком в кучу змей. В двухчасовом фильме предостаточно таких определяющих для героя моментов, но в реальной жизни вы сталкиваетесь с ними каждый день.

Жизнь — это одна большая череда таких решающих моментов. И мне повезло — в свои 18 я точно знал, чем хочу заниматься, но я не знал кто я. Да и как мог я или как может кто-то из вас это знать, если первые 25 лет своей жизни мы должны слушать кого-то другого — родители и профессора наполняют нас мудростью, а потом эстафету принимают работодатели и наставники, и объясняют нам — как на самом деле устроен мир.

И обычно голоса авторитетов имеют большое значение, но иногда в наше сердце закрадывается сомнение в истинности того, что они говорят и мы думаем, что это не совсем то, как мы видим мир. И тогда легче кивнуть головой в знак согласия и пойти по накатанной, и какое-то время я так и брёл, пока не стал вырисовываться мой характер. Раньше я подавлял свою собственную точку зрения, как Нильсон пел в своей песне — «Все мне что-то говорили и я не слышал эхо своих мыслей». И поначалу голос, который я слышал внутри себя, был едва слышен, едва различим. Это было в школе. Но затем я стал уделять этому голосу больше внимания, и моя интуиция достучалась до меня.

Я хочу пояснить, что интуиция и совесть — не одно и то же. Они работают сообща, но их отличие в том, что совесть кричит, что ты должен делать, в то время как интуиция тихо говорит, что ты можешь сделать. Слушайте этот голос, который говорит вам, что вы можете. Ничто не определит ваш характер лучше, чем он. Потому что как только я обратился к своей интуиции и стал её слушать, конкретные проекты стали видеться мне как перспективные, а какие-то я уверенно отбрасывал. И до 1980-х мои фильмы были, как вы бы их, возможно, назвали, «эскапистскими», то есть уходом от реальности. И я считаю таким даже «1941». Да, даже его. И многие из этих ранних фильмов отражают ценности, которые мне глубоко небезразличны — как тогда, так и сейчас. Но я был как будто в пузыре, потому что я прекратил свою учёбу на ранних курсах, моё мировоззрение было ограничено тем, что я мог выдумать, я мало чему мог научиться чему-то в реальной жизни.

Но затем я снял «Цветы лиловые полей». И этот фильм открыл мне глаза на опыт, о котором я раньше не мог и помыслить. И этот мир, к тому же, был реален. Эта история была насквозь пронизана глубокой болью и глубокими истинами, как когда Шаг Эвери говорит «Все хотят быть любимыми».

Моё нутро, моя интуиция подсказала мне, что как можно большее количество людей должно увидеть этот фильм, увидеть его героев и услышать эти истины. И работая над этим фильмом, я понял, что фильм может быть ещё и миссией. Я надеюсь, у всех из вас есть это ощущение миссии. Не отворачивайтесь от того, что больно. Изучите и примите это как вызов. Моя работа состоит в том, чтобы создать мир, который существует 2 часа. Ваша работа — создать мир, который будет жить вечно. Вы — будущие инноваторы, мотиваторы, руководители и воспитатели. И лучший способ создания будущего — это изучение прошлого.

Автор сценария «Парка Юрского периода» Майкл Крайтон, который учился как в этом колледже, так и в этой медицинской школе, любил цитировать своего любимого профессора, который говорил, что если ты не знаешь истории, то ты не знаешь ничего. Ты — листик, не знающий где его место на дереве. Так что историки, — хороший выбор, у вас большое будущее. Не на рынке труда, конечно,  но в культурном плане точно. Остальные же из нас должны приложить некоторые усилия. Социальные медиа, в которых мы утонули и погрязли — они здесь и сейчас. Но я всегда боролся внутри своей семьи за то, чтобы они оглядывались назад, чтобы они видели, что уже было.

Потому что понимать кто мы такие — это понимать, кем мы были. И кем были наши предки. И то, какой была страна, из которой вы сюда приехали. Мы — нация иммигрантов. По крайней мере, пока. Для меня это означает, что мы должны рассказывать свои истории. Потому что у каждого из нас есть много историй.

Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, если имеете такую возможность. И я обещаю вам, как я обещаю своим детям — вам не будет скучно. Вот почему я так люблю смотреть фильмы, основанные на реальных событиях. Я смотрю на историю, не чтобы читать морали (это всего лишь приятное дополнение), а потому что мировая история — это величайшая история, которая когда-либо была рассказана. Герои и злодеи не сражаются друг с другом в буквальном смысле, но они в центре всей истории. Вот почему, опять же, так важно слушать и слышать ваш тихий внутренний голос. Тот самый, который помог Аврааму Линкольну и Оскару Шиндлеру сделать правильный моральный выбор. В определяющие моменты, не позволяйте вашей морали поддаваться соображениям удобства или выгоды. Чтобы обладать крепким характером, вам понадобится серьёзная поддержка. И если вы также удачливы как я, значит вам, так же как и мне, повезло с родителями.

Моя мама — мой счастливый талисман. И когда мне было 12, мой отец подарил мне кинокамеру, инструмент, который помог мне понять суть окружающего мира. И я очень благодарен ему за это.

И я благодарен ему за то, что он сидит здесь, в Гарварде, вон там. Моему папе 99 лет. Это значит, что он на год младше Widener Library. Но в отличие от Widener Library, ему не требуется никакой косметический ремонт. И, пап, там сидит женщина, сзади тебя, ей тоже 99, я познакомлю вас после мероприятия. Но не каждая семья может похвастаться таким живым наследием. И в конце фильма «It’s a wonderful life», помните такой фильм? — Ангел Кларенс пишет в книге такие слова »ты никогда не проиграешь, если у тебя есть друзья». И я надеюсь, вы останетесь друзьями, подружившись здесь, в Гарварде. И среди своих друзей, я надеюсь, вы найдёте кого-то, с кем свяжете свою жизнь. Я представляю, что кто-то в этом саду может быть по характеру крайне циничным, но позвольте я буду непозволительно сентиментальным. Я говорил о важности интуиции и что не существует более важного голоса, зовущего за собой. Но это пока вы не встретили любовь всей своей жизни. Это и произошло со мной, когда я встретил и женился на Кейт, и это стало важнейшим определяющим моментом моей жизни. Любовь, поддержка, смелость, интуиция. Все эти вещи лежат в колчане нашего с вами героя, но герою требуется ещё кое-что: у героя должен быть злодей, чтобы было кого побеждать. Мир полон чудовищ. Это: расизм, гомофобия, этническая, классовая и политическая ненависть, а также религиозная ненависть.

В детстве надо мной издевались за то, что я был евреем. Это меня расстраивало, но мои родители и прародители говорили, что это временно. Потому что мы верили, что антисемитизм сходит на нет. Но мы ошибались.

За прошлый год более 20 тысяч евреев покинули Европу в поисках лучшего места для проживания. А в этом году я был в израильском посольстве и президент Обама сообщил неприятный факт. Он сказал «мы должны встретиться с реальностью лицом к лицу. Во всём мире растёт антисемитизм. Мы не можем этого отрицать». Моё личное желание — встретить эту реальность лицом к лицу заставило меня основать в 1994 году фонд «Шоа» и с тех пор мы говорили с 53 000 переживших Холокост из 63 стран. Мы записали с ними видеоинтервью. А сейчас мы собираем сведения о случаях геноцида в Руанде, Камбодже, Армении и Нанкине. Потому что мы никогда не должны забывать, что невообразимое не случается периодически, оно происходит постоянно. Оно происходит прямо сейчас. Поэтому нам интересно не только когда это варварство закончится, но и как оно началось. Я хочу сказать поклонникам Red Sox, что мы против клановости, но одно дело болеть за свою команду и совсем другое — настоящий трибализм, у которого гораздо больше тёмных сторон. Инстинктивно и даже на генетическом уровне мы делим мир на «нас» и «их». Так что главным вопросом должно стать — как мы все вместе найдём своё «мы».

Для этого столько ещё предстоит сделать, что иногда мне кажется, мы даже и не начинали. И это не только антисемитизм. Мы также видим и растущую исламофобию. Потому что нет разницы, кого унижают — мусульман, евреев или нацменьшинства в приграничном государстве, или LGBT-сообщество. Это одна большая ненависть. И я полагаю, как, я надеюсь, полагаете и вы, что лучшим ответом на ненависть может быть гуманизм. То есть у нас есть альтернатива. Мы должны заменить свой страх на любопытство. «Мы» и «они» найдём наше общее «мы», объединяясь друг с другом и веря, что мы являемся членами одного племени, испытывая сочувствие к каждому человеку. Даже к тем, кто учится в Йельском университете. Если серьёзно, то мой сын окончил Йельский университет.

Но убедитесь, что это сочувствие — не просто то, что вы чувствуете. Подтвердите его действием. Сделайте это своей задачей. Это означает «голосуйте», «устраивайте мирный протест», говорите с теми, кто не может ничего сделать и с теми, кто делает недостаточно, пусть ваша совесть кричит достаточно громко, чтобы её услышали люди.

И как пример такой службы для других, просто посмотрите на южную стену вашей гарвардской мемориальной церкви.  Там написаны имена выпускников, как уже упомянула президент Фауст, — там написаны имена студентов и преподавателей, которые отдали свои жизни во Второй Мировой войне. 697 душ, сражавшихся за землю, на которой мы сейчас стоим, погибли. И в этой церкви, во время служения в конце 1945 года, тогдашний президент Гарварда Джеймс Конант, которого нынешний президент Фауст тоже упомянула, сказал, почтив их память, что их подвиг никогда не должен быть забыт. 70 лет спустя это послание всё ещё актуально. Потому что их вклад в наше будущее не должен почитаться одним поколением, он должен почитаться каждым поколением. Так же как мы никогда не должны забывать об учинённых зверствах, мы не должны забывать и о тех, кто сражался за свободу. Так что, начиная самостоятельную жизнь, пожалуйста, не забывайте об их подвиге.  Или как капитан Миллер говорит в «Спасении рядового Райана», «будьте его достойны».

И держите друг с другом связь. Никогда не теряйте зрительного контакта. Это, может быть, не то, что вы хотели бы услышать от того, кто создаёт медиапродукт. Но мы проводим больше времени, глядя в свои устройства, чем друг другу в глаза. Так что извините, но давайте начнём прямо сейчас — найдите кого-нибудь рядом и посмотрите в глаза этого человека.

Студенты, преподаватели, и даже Вы, президент Фауст. Пусть каждый повернётся к тому, кого не знает или знает не настолько близко. Этот человек может находиться непосредственно за Вами или в двух рядах от Вас.

Просто позвольте вашим глазам встретиться. Достаточно. То, что вы испытываете — это общая эмоция человеколюбия вперемешку с небольшим социальным дискомфортом. Но если даже вы сегодня не запомните ничего кроме этого, я хочу чтобы вы запомнили именно этот момент человеческого сближения.

И я надеюсь, у вас было много таких моментов за эти 4 года, что вы провели здесь. Потому что сегодня вы становитесь поколением, на которое будут опираться поколения будущего. И я много раз моделировал в своих фильмах будущее, но именно вы определите, каким оно будет на самом деле. Будет ли оно мирным и справедливым. И наконец, я желаю всем вам голливудского «счастливого конца». Я надеюсь, что вы убежите от тираннозавра, поймаете преступника, и ради своих родителей и сейчас и потом так же как и Инопланетянин, всегда будете возвращаться домой. Спасибо.

∗∗∗