Анна родилась в Германии в обычной еврейской семье. Когда Гитлер пришел к власти, девочка с отцом, матерью и старшей сестрой переехала в Нидерланды.

На тринадцатый День рождения Анна получила от папы замечательный подарок — альбом с клетчатой обложкой. Она решила использовать его в качестве дневника и в тот же день сделала первую запись.

К тому времени Нидерланды были оккупированы фашистами. Вскоре ее старшей сестре Марго пришла повестка из СС, и семье Анны пришлось перебраться в заранее подготовленное тайное убежище, чтобы скрыться от нацистов. Чуть позже к ним присоединились еще четыре человека.

Анна вела дневник вплоть до ареста в августе 1944 года. Обращаясь к выдуманной подруге по имени Китти, она описывала соседей по убежищу и домашние неурядицы, размышляла о войне, делилась своими мечтами, воспоминаниями, надеждами и страхами.

Здесь и далее иллюстрации из книги «Дневник Анны Франк. Графическая версия

Дух Анны в каждом кадре

Графическая версия дневника создана сценаристом Ари Фольманом и художником Дэвидом Полонски. У них уже был опыт работы с непростой военной темой: в 2008 году они выпустили мультфильм «Вальс с Баширом», в основе которого — история ветерана Ливанской войны 1982 года. Мультфильм получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».

Вот что рассказывает о проделанной работе Ари Фольман:

«Читать «Дневник», будучи взрослым, более того, отцом почти взрослых детей, было и оглушительным, и завораживающим опытом: мне казалось непостижимым, как тринадцатилетняя девочка могла обладать таким зрелым, поэтичным, лиричным взглядом на мир вокруг нее…

Мы не пытались вообразить, как нарисовала бы свой дневник Анна, будь она иллюстратором, а не писателем. Вместо этого мы старались передать ее замечательное чувство юмора, ее сарказм (в основном в отношении мефрау Ван Даан, персонажа, который очень нравится и мне, и Дэвиду) и ее навязчивую озабоченность едой.

В большинстве случаев периоды депрессии Анны мы предпочитали изображать в виде фантастических сцен (например, евреи, перестраивающие пирамиды под властью нацистов) или раскрывать через сны».

Книга не о войне

Дневник Анны Франк — один из самых известных документальных артефактов Второй мировой войны и одновременно проникновенная и искренняя история девочки-подростка, и это не просто свидетельство жизни в годы Второй мировой войны. Эта книга не о войне. Она — о жизни. В ней переплетается множество линий, интересных детям и взрослым, независимо от национальности и эпохи.

История взросления. Читая дневник, мы видим, как Анна из легкомысленной школьницы превращается в сильного, тонко чувствующего, рефлексирующего человека. Мудрость её слов иногда поражает. Девочка размышляет об отношениях с родителями и сестрой, о том, что такое семья, каковы наши обязанности по отношению к близким. Она учится признавать свои ошибки. Она познает себя, помогая и читателю заглянуть в свою душу.

Утверждение жизни. Несмотря на трагизм ситуации, в дневнике Анны чувствуется оптимизм и жизнелюбие юности. В убежище находится место для первой любви и первого поцелуя, для наслаждения природой (пусть и через крохотную форточку на чердаке), для благодарности жизни. Ведь смеяться и быть счастливым в 13 лет — это так естественно.

Память поколений. В графическом «Дневнике» нет леденящих душу подробностей Холокоста. До обитателей убежища доходят лишь обрывки новостей, отголоски событий. Книгу можно читать с детьми, не переживая за их психику. Тем не менее, фон, который создает война, тревожные сны Анны, ее размышления дают нам почувствовать ужас и абсурдность ситуации, страх и растерянность обычной семьи, вынужденной два года провести за закрытыми дверями.

Читая, мы понимаем: так быть не должно…

«Почему они хотят сделать из нас зверей?» — Кто-то ответил: «Потому что они сами — дикие звери».

«О чувствах легче говорить шёпотом, чем разглашать их на весь мир».

«Пока я могу видеть это, — подумала я, — безоблачное небо и солнечный свет — я не смею грустить».

«Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход».

«Любовь, что такое любовь? Я думаю, что это не выразишь словами. Любовь — это значит понимать другого, делить с ним счастье и горе. И физическая любовь в какой-то момент тоже неотъемлема от этого, Ты что-то делишь другим, отдаёшь и получаешь — не существенно, в законном ли браке, с детьми или без. Неважно, невинны отношения или нет, главное, что кто-то рядом, понимает тебя и полностью тебе принадлежит!».

«Солнышко сияет, небо голубое-голубое, веет приятный ветерок, и мне так хочется… так хочется… всего!.. Хочется поговорить, хочется свободы, друзей, хочется побыть одной. Так хочется… плакать!».

История Анны Франк — одна из тех, что передаются из поколения в поколение и проникают в самую глубину сердец. Это не просто исторический документ, обличающий нацизм, а удивительно искренний, трогательный рассказ о любви, не всегда простых отношениях с близкими и поиске себя. Авторы графической версии очень бережно отнеслись к оригиналу и сумели сохранить первоначальный замысел, интонации и атмосферу книги, дополнив ее потрясающе выразительными иллюстрациями.

По материалам:

  1. Дневник Анны Франц и его графическая адаптация
  2. 2 года в Убежище. Графическая версия дневника Анны Франк
  3. Выдержки приведены из дневника Анны Франк «Убежище. Дневник в письмах. 12 июня 1942 — 1 августа 1944»